Высокий ключ – техника создания белоснежных фотографий. Предметная съёмка в высоком ключе

В арсенале каждого фотографа, особенно занимающегося коммерческими съемками, должны быть световые схемы, которые можно использовать в качестве своего рода штампов: простые и эффективные, позволяющие получить гарантированный предсказуемый результат, когда нет возможности тратить время на творческий поиск и эксперименты.
Именно к таким схемам можно отнести и ту, о которой пойдет речь сегодня. Я часто демонстрирую ее на своих курсах и мастер-классах как пример универсального решения многих задач: от съемок частных клиентов до модельных тестов.
Снимок, который мы будем рассматривать, можно отнести к так называемым портретам «в высоком ключе» или «high key», точнее, к одной из его разновидностей.

«Высокий ключ» - это фотография с преобладанием светлых тонов, на которой отсутствуют темные элементы и глубокие тени. Во времена пленочной фотографии, когда каждый фотограф имел представление о зонной теории Адамса, высоким ключом было принято называть только тональное решение, при котором темные участки изображения не выходили за пределы второй ступени семиступенчатой шкалы плотностей (это определение до сих пор служит ориентиром для зануд-технофилов). Но сегодня термин «высокий ключ» чаще используют в более широком смысле, понимая под ним любую очень светлую картинку, чаще всего - светлый объект на светлом фоне. При этом отдельные небольшие элементы могут быть очень темными или даже черными. Проще говоря, важнее общее ощущение светлоты.

Рассмотрим процесс построения световой схемы поэтапно. Попутно я попробую объяснить назначение и нюансы постановки каждого из источников. При
этом, нарушив привычную последовательность выставления света (рисующий, затем заполняющий и так далее), мы начнем с освещения фона. Чуть позже я объясню, зачем это нужно.
Итак, фон в нашем случае будет «изолированным», чисто белым. Способов получения такого фона на снимке существует великое множество: от «выбивания» отдельными источниками света до использования в качестве фона достаточно большого софтбокса или полупрозрачного материала (чаще всего - «молочного» пластика), подсвечиваемого с обратной стороны.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы, и будет наиболее оптимален в той или иной ситуации. Однако при создании данной фотографии я применил необычный подход. Здесь были использованы два источника со стандартными рефлекторами (в моем случае это Profoto с рефлекторами Standard Zoom), установленные по бокам от модели практически на ширине фона (использовался белый бумажный фон шириной 2,5 метра). Я ставлю их примерно на том же расстоянии от фона, что и модель - около полутора метров.

Здесь я хотел бы заострить внимание на двух моментах. Во-первых, для фона я мог бы использовать светоформирующие насадки, равномерно освещающие большие поверхности, например, плоские зонты или рефлектор Wide Zoom от Profoto. Однако я намеренно использую стандартные рефлекторы, световое пятно от которых имеет явный hotspot - существенно более яркую область в центре. Во-вторых, источники света направлены на фон под прямым углом, а не на область за головой модели. Их мощность будет установлена на достаточное значение, чтобы пересветить все попавшее в кадр пространство фона. При этом из наиболее ярко освещенных участков по бокам от модели будет идти отражение, выполняющее роль контровых источников света. То есть, используя всего два источника, мы получаем сразу и освещение фона, и два контровика.


Теперь перейдем к самому интересному. Прежде всего, нам необходимо найти оптимальную высоту этих фоновых источников. Она будет влиять на формируемые «контровиками» блики, появляющееся на модели. Именно по этой причине: чтобы как можно отчетливее видеть форму бликов - мы и начинаем построение данной схемы с постановки фонового света, отложив на потом даже рисующий. Вы можете поэкспериментировать не только с высотой, но и с тем, как широко будут расставлены эти источники: решайте сами, насколько широкие блики вы хотите видеть на щеках модели.


Лицо сразу же получилось относительно светлым, учитывая тот факт, что я не освещал его специально. Дело в том, что съемка происходила в маленькой (около 6х10 метров) студии со светлыми стенами. Отражаясь от бумажного фона, рассеянный свет разлетается по помещению, заполняя весь объем студии и освещая то, что ему освещать не положено.
По этой причине, работая в ограниченном пространстве, особенно со светлыми стенами, потолком и/или полом, мы вынуждены со всех сторон отгораживать модель черными флагами. Наличие цветных стен делает эту проблему еще актуальнее, добавляя цветовой рефлекс.
Добившись красивых бликов от «контровиков» и убрав все лишние отражения от стен, можно заняться рисующим светом.

Чаще всего при съемке с подобными схемами я использую портретную тарелку, хотя иногда работаю и с жестким светом - стандартным рефлектором (не-
редко с сотами) или хардбоксом. В этом случае выбор бы сделан в пользу мягкого светотеневого рисунка, поэтому в качестве светоформирующей насадки на рисующем источнике был установлен полутораметровый октабокс.


Высота, на которую он будет поднят, зависит от вашего желания передать объем и от индивидуальных особенностей модели. Та же история и с перемещением вправо-влево. В данном случае я стремился к симметричному светотеневому рисунку, однако интересные результаты можно получить и с боковым светом - не бойтесь экспериментировать!

Обязательно поэкспериментируйте с соотношением мощностей рисующего и заполняющего света. Его изменение может существенно повлиять на эмоцио-
нальное восприятие картинки в целом. Здесь не может быть «правильного» или единственно верного решения: опираясь на свой вкус, постарайтесь найти соотношение, лучше всего подходящее вашей модели и тому образу, который вы создаете.
И последнее. Разные объективы по-разному ведут себя в контровом свете. Некоторые прекрасно справляются с контровиком, другие катастрофически теряют контраст, стоит свету попасть на переднюю линзу.

Если вместо контрастной картинки у вас получается «ежик в тумане», не стоит расстраиваться или снижать мощность контровиков. Достаточно установить два дополнительных флага.

Для начала давайте разберемся что означает низкий ключ. В мире, где доминируют четкие, чистые снимки в высоком ключе, приятно увидеть возвращение портретов в низком ключе. По сравнению с изображением в высоком ключе, где большинство тонов выше (светлее) 50% серого, низкий ключ содержит тона ниже (темнее) 50% серого. Простыми словами это техника фотосъемки, когда мы освещаем малую, но самую значимую часть изображения. Все остальное останется в тени.

Вы заменяете легкое, воздушное ощущение на более унылое и драматическое. Посмотрев на гистограмму, вы увидите, что в основном она сосредоточена слева. Это не означает, что вам нужно недоэкспонировать объект, чтобы получить такой эффект. Вам по-прежнему нужна правильная экспозиция лица. Многие афиши боевиков и триллеров выполняются в низком ключе.

Фон и освещение

Ваш фон должен быть темным, обычно это темно серый или черный, а также одежда должна быть в темных оттенках. Но не обязательно чисто черной.

Вы должны установить освещение так, чтобы создать драму. Почерпните идеи из фильмов в стиле нуар. Однако, фотографии не обязательно должны быть черно-белыми. Тем не менее, вы можете обнаружить, что отсутствие цвета напрашивается само собой. Выбирая одежду темных оттенков, избегайте узоров, так как это отвлечет внимание от лица.

Освещение для портрета в низком ключе

Для портрета в низком ключе не обязательно использовать искусственное освещение. Вы можете воспользоваться естественным светом из окна. Для большего контроля следует закрыть шторы и оставить небольшую щель для света. Затем выключите свет в помещении, расположите вашу модель у источника света и экспонируйте снимок по лицу.

Остальная часть комнаты останется темной для естественно освещенного портрета в низком ключе. Если вы в угловой комнате с окнами с каждой стороны, то можете использовать этот же прием, используя второе окно в качестве контрового освещения. Просто ограничьте щель, через которую проходит свет, для создания такого эффекта (смотрите ниже).

Такого эффекта можно добиться и в студии, так что давайте расставим свет и создадим студийный портрет.

Вам нужна схема света, которая правильно осветит объект и будет хорошо контролируемой. Стрип бокс даст вам больше контроля, чем портретная тарелка. Если у вас такого нет, то вы можете использовать некие приспособления, чтобы сделать из софт бокса стрип бокс. Если у вас есть сетка, то это даже лучше. Вам необходимо контролировать, откуда исходит свет. Вы даже можете заблокировать попадание света на фон с помощью черного картона (предметы, блокирующие свет, называются флагами).

Создание портрета в низком ключе с самого начала

Для съемки можно использовать любой импульсный источник света (студийный моноблок или обычная внешняя вспышка) и портретную тарелку с сотовой насадкой, так же пригодится, но не обязательно белый отражатель. Как выбрать и приобрести недорогие импульсные источники и насадки подробно объясняется в этом видеокурсе Как я уже говорил, вы можете иметь любое оборудование, чтобы создать подобный портрет. Оборудование – это только небольшая часть уравнения.

Затемнение фона

На первом снимке вы видите модель у стены, сфотографированную с использованием схемы света «Бабочка». Хотя тона темные, изображение само по себе слишком светлое для портрета в низком ключе.

Близко к серой стене.

Перемещая модель и свет равномерно от стены, вы заметите, что свет на объекте остается прежним, но фон становится темнее.

Отдаление модели от стены означает, что на фон попадает меньше света и он становится темнее.

Перемещение света в сторону

Если вы передвинете источник света в сторону, то увидите, что фон темнеет еще больше, а в снимке появляется драма. Хотя свет все еще проникает на фон.

Перемещение света в сторону означает, что на фон попадает еще меньше света, что сделает его темнее.

Добавление сотовой насадки на источник света

Добавив сетку на источник света, вы сможете контролировать его еще больше. Сетка ограничивает поток света, направляя его только вперед, а не по сторонам.

С сотовой насадкой, добавленной к источнику света.

Свет с сотовой насадкой.

Добавление света на волосах

Вы заметите, что теперь волосы начинают сливаться с фоном. Иногда это может быть прекрасным эффектом, но если вы хотите отделить волосы от фона, то так или иначе нужно добавить заполняющий свет.

Вы можете использовать отражатель, но второй источник света даст больше контроля. Я добавил стрип бокс с другой стороны объекта, противоположной основному источнику света. Убедитесь, что свет не попадает в объектив, иначе получите свечение. Используйте сетку или флаг для блокирования света, если в этом будет необходимость.

Добавлен второй источник света для освещения волос.

Размещение источников света – основного (с сотовой насадкой) и для освещения волос (с сеткой) с противоположной стороны позади объекта, второй источник необязателен.

Тренируйтесь !

Эти примеры должны дать вам направление в создании собственных портретов в низком ключе. Хитрость заключается в том, чтобы контролировать свет для затемнения окружающего пространства. Попробуйте использовать шторы, если у вас нет других источников света. Вы даже можете воспользоваться накамерной вспышкой, установив ее за окном, и таким образом заменить естественный свет на более контролируемый.

Фотографии, выполненные в высоком ключе, имеют очень нежные и светлые тона. Этот стиль фотографии совершенно исключает густые тени. Идеальный снимок в этом стиле не должен содержат совершенно никаких теней. Темными акцентами должны выделяться только глаза, ресницы и контуры лица модели. Этот стиль обычно ассоциируется с нежностью и женственностью. Первым фотографом, прославившим этот стиль фотографии был Джон Френч. Еще в 50-х годах он поднял этот метод фотографирования на новый уровень.

Фотографировать портреты в высоком ключе нужно при рассеянном, отраженном свете. Свет должен отражаться от белой поверхности. Для съемки должно использоваться как минимум три источника света. Два должны освещать модель с обеих сторон, а третий должен подсвечивать фон. Фон тоже должен быть белым. Для съемки портретов в высоком ключе можно использовать специально изготовленные палатки. Модель находится в окружении совершенно белых стен. Свет падает со всех сторон. Из-за того, что свет белый и достаточно сильный, теней нет совсем.

Итак, как сделать портрет в высоком ключе в Фотошопе?

Открываем подходящий снимок и проводим первоначальную коррекцию. Удаляем всё лишнее и избавляемся от жестких теней.

Добавляем к изображению фильтр из меню Filter - Sharpen - Unsharp mask. Значение amount изменяем до 150-200 %
Обесцвечиваем изображение (Ctrl+Shift+U)
Редактируем Уровни (Ctrl+L). Двигаем правый ползунок немного левее.


Для дальнейшей работы понадобится инструмент "Осветлитель" Его интенсивность должна соответствовать 50%. Режим работы можно менять, выбирая при этом какой диапазон тонов будет осветляться.



Во время обработки нужно не затрагивать глаза, губы и края носа. Окончив обработку нужно выделить области вокруг глаз, носа и губ. Выполняем растушевку (feaser) с радиусом 5-6 пикс. Затем выполняем инверсию выделения (Ctrl+Shift+I) и слегка размываем выделенную область размытием по Гауссу.
Вот и всё.

Нижеприведенная схема дает очень красивый и любимый мною High key Высокий ключ «). На словах можно подумать, что ничего сложного в этой схеме постановки студийного света нет, но на практике добиться правильного Высокого ключа довольно сложно.

Пару слов о тональности Высокий ключ: это портрет, где преобладают только белый и светло-серый цвет. Если это цветной портрет — оттенки цветов должны находится в светлых своих значениях (в прямом смысле). Исключение составляет лишь элементы волос, кожи, одежды модели. Но и тут нужно постараться грамотно все высветлить.

Пример снимка в светлой тональности Высокий ключ. Автор фото: pinmarklet

Как видно из снимков — нужно очень много света. Причем нужно не просто , или открыть диафрагму на полную, а именно заполнить все светом.

Схема №2. С тремя вспышками. High key

  • Во-первых нужен чисто белый фон. Для этого мы направляем на него 2 вспышки. Можно даже с серебристыми зонтиками. Белый фон, особенно бумажный, сам по себе хороший отражатель, он поможет залить помещение светом.
  • Во-вторых, ставим перед моделью вспышку с большим софтбоксом. Если этого мало — используем отражатели или дополнительные вспышки. Главное — минимум теней, но никаких пересветов на коже. Вспышка с заполняющим светом (он же и рисующий при такой схеме) должна быть довольна мощная, хотя бы 250 дж. Большой софтбокс или октобокс требует много энергии, но зато он рассеивает свет очень хорошо.
  • Обычно, мощность фоновых вспышек должна быть больше, чем заполняющего света перед моделью где-то на 2 ступени.

В последствии снимок можно для красивых переходов с серого в белый, но без правильно снятого оригинала лучше ничего не делать (в сети много псевдо high key, когда из снимка обычной тональности фотошопят высокий ключ, но это же непрофессионально! 🙂)

Уделяйте внимание теням, особенно под носом у модели. Если заполняющий свет поднят слишком высоко — тень обязательно появится и тогда high key будет испорчен. Вот почему большие софтбоксы и нужны — их не нужно поднимать над моделью чтобы скрыть «невыспаность» под глазами, можно просто поставить на уровне лица модели.

Как и в предыдущий схеме — фотограф находится где-то очень близко к софтбоксу, а сам осветительный прибор точно напротив модели.

Низкий ключ и высокий ключ – это художественные приемы в фотографии. Оба они используются в портретной и предметной съемке, съемке для каталогов, портфолио. Идея низкого ключа проста – минимальное освещение, темные тона, выделение некоторых частей модели. Высокий ключ – полная противоположность, когда объект съемки хорошо освещен мягким светом, преобладают светлые, нежные тона и нет густых теней.

Техника съемки в низком ключе несложная , но дает возможность получить эффектные, запоминающиеся снимки. Суть заключается в том, что на черном фоне светом выделяется очень малая, но самая значимая область будущего снимка , все остальное остается в глубокой тени. Обычно в световой схеме используется только один источник света, если дается дополнительный свет, то лишь для того чтобы сделать небольшую подсветку теней. Рисующий свет устанавливается сбоку от объекта съемки под углом 45 градусов и настраивается в зависимости от задуманного сюжета.

Чтобы фон оставался темным, источник света поворачивают от фона так, чтобы направленный луч света подсветил только нужную область объекта. Если теневая сторона получается слишком темной, ее можно слегка подсветить с помощью отражателя, если нужно акцентировать внимание на деталях снимка – используйте моделирующий свет, чтобы подсветить модель сзади (контур и волосы) поработайте с контровым светом. Ключевой момент – правильная экспозиция. Сделайте точечный замер экспозиции в той области, яркость которой выше средней, установите экспопару, и одно из значений экспопары уменьшите на ступень. Результат можно контролировать на дисплее камеры, картинка должна стать темнее.

Для построения световой схемы понадобится несколько источников света. Один устанавливается напротив модели чуть выше камеры, его задача — равномерно осветить объект съемки . Чтобы свет получился мягким, рассеянным и не давал резких теней, используйте насадку (софтбокс или зонт на просвет). Добившись нужного освещения объекта съемки, установите два других осветителя позади него с разных сторон и направьте световой поток на фон. Мощность этих двух источников света должна быть больше на одну – две ступени чем у основного (который освещает объект). К выбору мощности фонового света подходите аккуратно. Если фон пересветить, появятся контуры от объекта съемки, если мощность осветителей будет недостаточной, фон получится серым.


При съемке головного или плечевого портрета в высоком ключе можно использовать один источник света. Установите его сбоку от модели так, чтобы свет падал и на модель, и на фон. Для смягчения света и уменьшения яркости поставьте между моделью и осветителем рассеиватель. В результате модель будет освещена мягким рассеянным светом, а фон будет освещен ярче модели. При необходимости подсветите темную сторону отражателем, а чтобы фон не получился серым (недостаток освещения), располагайте модель очень близко к фону. При ростовом портрете эта схема не используется (на фоне появляется тень от рассеивателя).

Обе описанные техники очень популярны в художественной фотографии . На практике базовые световые схемы могут усложняться, и чтобы добиться желаемого результата с установкой света придется повозиться. Но пробовать безусловно стоит, высокий и низкий ключ – это уже творчество , где есть место идее, эксперименту и такие работы всегда ценятся и привлекают к себе внимание.

Похожие статьи